Главная » 2014 » Июнь » 27 » К Дню села Карачельское. История образования. Карачельский форпост
13:07
К Дню села Карачельское. История образования. Карачельский форпост

28 июня село Карачельское отметит очередной день села. Карачельское является одним из самых старых сел, с очень богатейшей историей, памятниками архитектуры, и живописнейшими видами.

Сайт «НШ» расскажет увлекательную история образования этого замечательного села.

1 часть

В начале XVIII века обстановка в Исетской провинции была тревожной. Сибирские воеводы, опасаясь разорения Западной Сибири со стороны кочевников, призывали исетских казаков ускорить постройку острогов и крепостей по рекам Исети и Миассу.

С этой целью была возведена сплошная цепь крепостей - Шадринск (1668), Окуневская (1677),Бродокалмакская (1687) и другие, способные выдерживать осады кочевников. Меду крепостями и острогами строили форпосты - укрепленные поселения, обнесенные высоким забором из толстых бревен.

В одном из документов 1737 года говорится о том, что 13 августа из Чумляцкой слободы в село Воскресенское выехала группа казаков с важным письмом от полковника Арсентьева. Отъехав, верст 25 они заметили кочевников числом до 500, шедших по другой стороне Миасса с верховьев речки Карачелки. «Убоявшись расправы», казаки спешно вернулись в Чумляцкую, и письмо было отправлено вторично спустя несколько дней. Таковы были реалии первой половины XVIII века.

Слобода - в России в XII — первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от государственных повинностей (отсюда название «слобода» — свобода). В XVI в. сформировались слободы служилых людей (стрельцы, пушкари и т. п.), ямщиков и казённых ремесленников, а также иностранцев. В первой половине XVIII в. превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В XIX—XX вв. название «слобода» получали иногда пригородные промышленные посёлки.

В марте1743 года в Шадринске состоялась встреча начальника Оренбургской комиссии Н.Н. Неплюева с губернатором Сибирской губернии Сухаревым о расположении новых форпостов. Так появился в Окуневском дистрикте Исетской провинции форпост Карачельский. Заселен в 1743 году.

ФОРПОСТ — {от нем. vor впереди, и фр. poste пост). Передовой пост, караул, пикет, служба, исполняемая преимущественно казаками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОРПОСТ от нем. vor, впереди, и фр. poste, пост ...

Читайте также:

Сельский учитель. Иван Иванович Пономарев

Курганская область сложилась из трех губерний, бывших при царской власти: Пермской, Оренбургской и Тобольской.

Карачевский (Карачельский) форпост, или слобода, входил в Оренбургскую губернию, Исетскую провинцию и в Окуневский дистрикт.

Форпост представлял собою укрепленную слободу. Она была обнесена городовым забором из толстых заостренных бревен в три метра высотой. Городовой забор проходил в десяти саженях или двадцати метрах от речки Карачелки, имел реку впереди забора, как естественную защиту.

Дальше по левому берегу реки Миасс и поворот на запад, затем поворот на север. Весь форпост представлял собой разносторонний пятиугольник. На углах башни, глухие срубы, забитые землей. Наверху площадка для сторожей две башни проезжие: одна с севера, другая с запада. Ворота к Миассу.

«Карачельский форпост или слобода на реке Миассе, от Окуневской 70 верст, а от Челябинска 105 верст, населен после бунта башкирского в 1743 году переехавшими из старых Исетской провинции дистриктов, а по большей части из Шадринска. В нем дворов до 70 приписных деревень 9.

Звание оного форпоста от речки Карачевки, коя впала в Миасс по течению, с его левой стороны.

Церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста». (Полунин «Географический лексикон Российского государства» 1773г.)

Городовым забором жители защищались от нападения кочевых племен. Угловые башни служили сторожевыми пунктами.

Жители форпоста обязывались пашни пахать и нести элементы казачьей сторожевой службы - наблюдать за неприкосновенностью границ Оренбургской губернии на этом участке. Первоначально, чтобы определить вторжение кочевников, в землю втыкали лучки или полуобручи, а с 1771 года вместо них стали делать преграды из двух жердей. Повреждение их означало прорыв кочевников.

Прежде чем приступить к охране местности, каждый казак изучал все броды и пути через леса, болота и другие места, чтобы в случае надобности пробраться по назначению в любое время кратчайшим и незаметным путем.

Каждый отдельный казачий форпост с рассветом выставлял по охраняемой линии в сторону неприятеля «маяк» (конные пикеты, состоящие из 3 человек), располагаемые на местах возвышенных, с которых удобнее было обозревать лежащую местность на несколько верст. Пост занимали всегда трое, что обеспечивало большую бдительность. По прибытии к назначенному для поста месту маячные объезжали все глубокие овраги, лощины и перелески для удостоверения, не скрывается ли в них неприятель.

При первой же опасности подавался сигнал тревоги. Для этого на вышке устанавливался шест - перекладина, на концах которого подвешивались шары из ивовых прутьев. Сторожевой дергал за веревку, и шары, раскачиваясь, маячили тревогу. Для подачи сигналов у казаков были и другие условные знаки. Чтобы не просмотреть их, в скрытных местах, обычно на высоких деревьях, устанавливались постоянные дежурства. Их называли «глядянками». Не случайно в нашей области есть селения, носящие «Маяк» и «Глядянка».

Сторожевая башня или оборонно-сторожевая башня — сторожевая постройка, возведённая, как правило, на возвышенности или в стене укрепленного города. В древние времена сторожевые башни позволяли людям издали наблюдать за происходящим. Сторожа или дозорные, находившиеся в башне, предупреждали город о приближении кого-либо к городу. Они должны были бить тревогу даже тогда, когда было одно подозрение о приближении противника. Стражи должны были обладать определённым здоровьем и способностями. Они должны были обладать хорошим зрением. Бывали случаи, когда сторож узнавал по походке приближающегося человека.

В 18 веке тревоги случались почти ежедневно, никто не решался в одиночку выйти за рогатки или укрепления. В форпосте стояли деревянные вышки, с которых велось наблюдение. Рядом с ними стояли высокие столбы, к которым привязывались бочки со смолой. В случае опасности их поджигали. Пламя и дым служили сигналом тревоги.

В Карачелке проходили ярмарки: первая ярмарка была в октябре - Дмитриевская (12-24), вторая к «Знамению» - Знаменско-Богородицкая (7 декабря), третья была посвящена трем святителям (Трехсвятительская) - Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту (22-28января), ещё одна была в июне - Ивановская (16-22). Была здесь и конная ярмарка, работали-карусель, бикса (Значение слова "бикса" в толковом словаре Даля: бикса - биксовка, биксовый билиард, китайский; маленький, наклонный, по которому шар после удара сбегает обратно).

Там где располагался школьный сад, стояли купеческие магазины. В большинстве купцы, которые торговали, были приезжие, эти купцы не имели права пользоваться землей и лесом. За все им приходилось платить: за скот, за лес и т.д. Там где приходила ярмарка, с купцов брали плату за площадь. Волостное управление делило эти деньги между крестьянами. На ярмарку приезжали: цыгане, хохлы, татары и др.

Торговали здесь кожей, обувью, варом, дегтем, сладостями.

2 часть

В дореволюционный период в Карачельском было два богатых купца: Иван Иванович Харламов и Петр Владимирович Кошкин. Старожилы говорили, что приехали Харламовы из г. Елабуги, Вятской губернии. Харламов был богаче Кошкина. Он имел магазин в селе Карачельском (старый клуб) дом рядом с магазином (давно снесен) и склад где хранились товары, а также кустарную пряничную (рядом с бывшим правлением колхоза). Кроме этого у Харламова были магазины в Оренбургской, Вятской и Пермской губерниях, а также в Риге, Стариково, Чумляке, Птичье, Шумихе, Щучье. У каждого магазина стоял дом, где жили доверенные купца, и вся усадьба со складом была обнесена забором. В городе Шумиха у Харламова был лесосклад, а в деревне Лаптева (теперь Николаевка) кожевенный завод. Сам Харламов с тремя сыновьями и двумя дочерьми жил в Карачельском. Он состоял в кадетской партии. Торговал он мануфактурой (холст), галантереей, хлебом, продуктами, сладостями. Не сам купец, ни члены его семьи не работали, везде работали доверенные люди.

Доверенные Харламова зарабатывали неплохо - до 50 рублей в месяц.

В 1893 году в г. Шумиха построил за свой счёт здание почты и телеграфа, квартиры для чиновников, позднее почтово-телеграфное отделение в с. Карачельском и телеграфную линию из Шумихи.

В 1900 году на его средства в шумихе была построена одноклассная школа (сохранилась и поныне) с тремя годами обучения, деревянные тротуары по ул. Почтовой (ныне им. Кирова).

В 1908 году он построил электростанцию (здание бывшего пимокатного цеха по ул.им. Островского), проработавшею до 1940 года.

Второй купец Петр Владимирович Кошкин, построил усадьбу и магазин на месте бывшего кладбища (когда рыли ямы под фундаменты, подпол, находили скелеты, но кладбища, как такового, старожилы уже не помнили). Кошкин имел также магазин в Шумихе (позже клуб им. Пушкина, люди старшего возраста помнят это здание под названием «каблучок», затем там располагались-молочный магазин и РИВС, а сейчас там «Торговый дом»). Торговал Кошкин, как и Харламов, галантереей, мануфактурой и т.д. Между этими купцами шла постоянная борьба -конкуренция. Харламов постепенно всё снижал цены на свои товары - ему это ничего не стоило, ведь от других магазинов он получал прежние прибыли - в магазине Харламове, всегда толпился народ, вто время как у Кошкина было пусто. В конце концов, Харламов выжил Кошкина. Свой магазин Кошкин отдал народу.

Братья Палиловы - Илья Яковлевич и Пётр Яковлевич, имели в Карачельском кожевенный завод (напротив кладбища, у белого камня). Работали у них бедняки, по большей части любители выпить. Получали они 15 рублей в месяц. Часто Палиловы устраивали попойки или рыбалки, с выпивкой, на которые брали всех рабочих. Впоследствии их кустарная мастерская перешла колхозу.

Была в Карачельском кустарная мастерская Слонова, где шили кепки (фуражки). Дом Слонова - старое правление колхоза.

Был раньше также государственный кабак, где торговали вином и водкой (он размещался в здании, которое позже было занято под амбулаторию).

До революции в Карачельском действовала церковь, поставленная во имя трёх святителей. В последний предреволюционный период батюшкой был Боголюбов. Церковь была обнесена каменной оградой. Батюшка имел два сада: рядом с церковью и фруктовый сад в лесу. Во время войны церковь была разрушена.

Волостное управление размещалось в каменном здании (позже школа). В штат управления входили: старшина Соловьёв Федот Степанович, жил в доме, затем занятом под интернат; писарь (правая рука старшины), каморники, которых в народе называли «подметалы». Был ещё жандарм и два полицейских, которых выбирали из народа. Полицейские следили за порядком во время ярмарок и других праздников. Людей нарушавших, установленный порядок садили в камеру. Садили туда также за пьянку, за воровство. Был в Карачельском также земский начальник и урядник. На здании волостного управления был прибит герб царской России -двуглавый орёл. Вплоть до 1903 года для наказания крестьян применялись розги.

Подготовила Галина Викторовна БАЖЕНОВА

Из архива «НШ» № 36 (52) 2011, № 37(53) 2011

> Категория: К 90-летию района | Просмотров: 2884 | Добавил: Евгения | Теги: Карачельское, Шумихинский район, 2014, история, село | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar