Главная » 2011 » Март » 5 » Женщины. И через тысячу лет...
16:55
Женщины. И через тысячу лет...

Женщины. И через тысячу лет…

           Они выходят на террасу. Над ними сверкают, словно миллиарды неоновых огоньков, бескрайние россыпи янтарных звёзд. Её волосы задевает опьяняющий полуночный ветерок, слегка развивая белоснежные локоны…

          - Любимая!  - говорит он. – Каждый день, каждое бессмысленно тянущееся мгновение своей жизни до нашей встречи было наполнено мечтами о тебе. В самых своих безрассудных снах я видел тебя. Как ты улыбалась, подобно солнцу проникающему в самые мрачные уголки; как ты шла по усыпанной осенней листвой аллее и походка твоя была грациозной и восхитительной. И словно сумасшествие невообразимое, когда случилась наша встреча, и моя любовь оказалась взаимной – все эти мои сновидения и мечтания обрели реальность. Теперь уже я и дня не мыслю, чтобы не услышать твой волнующий голос, задорный смех, или не увидеть – как ты, со всей нарочитой серьёзностью поправляешь свои непослушные волосы. И сегодня, в этот тёплый вечер, моя бесценная, я преклоняю перед тобой колени и прошу тебя стать….  «реклама на СТС»…

          Ну вот, как всегда, на самом интересном месте фильма – реклама. А на СТС, вообще, иной раз складывается ощущение, что смотришь не кино с перерывами на рекламу, а ровно наоборот. Однако, насмотревшись кино о любви, что-то внутри меня переменилось. Опять. Ну, а раз переменилось, то и перемены начали требовать активных действий.

          И так как на подходе женский праздник, а я как раз переменился после фильма о любви, решил, как всегда это бывает, начать применять свои перемены к жене. Подхожу, говорю, что переменился. Жена в ответ, мол, я ещё не отошла от твоей последней перемены после просмотра «Железного человека», когда ты дома чуть всю мебель не покрушил…»  Но меня уже было не остановить, я поперся мыть посуду, протирать пыль, даже попытался понять как работает утюг, в общем начал применять свои перемены на практике.

          Однако, шутки шутками, а речь неспроста  зашла на эту тему. Накануне Международного женского дня, казалось бы, самое время поговорить о любви. О любви к женщине. Ведь, не секрет, что практически на сто процентов всё в этом мире совершается из-за женщин, ради женщин, для женщин. Так всегда было. Есть. И чует моё романтическое сердце, что и будет. Это истина незыблема. Она не меняется на протяжении веков. Но вот другой вопрос – меняются ли с годами, даже с веками, женщины? Не могу отказать себе в удовольствии заняться этим «исследованием».

Женщины Древней Руси.

Сегодня наша историческая наука, благо на неё столько тратится, располагает богатейшими материалами, рассказывающими о социальном положении и правах женщин различных классов в семье и в обществе Древней Руси. К примеру. Если взять литературу, то уже с первых страниц «Повести Временных Лет» натыкаемся на яркий образ деятельной, русской женщины — княгини Ольги, ставшей в 945 году правительницей Русской земли. Годы княжения Ольги умножили богатство и силу ее государства. Сама же княгиня имела значительные «личные» земельные угодья. Кстати, владение недвижимым имуществом было в Древней Руси правом не только тех женщин, которые принадлежали к элите — княжескому роду.  Есть немало примеров того, как женщины самостоятельно распоряжались своим приданым, а в случае вдовства — некоторой частью, так называемым «выделом» из имущества семьи. Новгородские берестяные грамоты дают массу житейских ситуаций, рисующих осведомленность русских женщин XI-XIII веков в нормах тогдашнего ростовщичества и тонкостях торговых сделок. Например, денежные средства богатой новгородки княгини Марии Мстиславны были столь значительны, что позволяли  активно субсидировать строительство огромных церквей и храмов.

Ну вот, собственно, первый плюс. И тогда, и сейчас, женщины принимают самое непосредственное участие в различных сферах жизни. Занимаются бизнесом (некоторые даже лучше мужчин с этим справляются). Строительством. Меценатством. Ну и т.д. К слову сказать, у нас в Шумихе, я даже и не скажу сходу – кого больше в малом, например, бизнесе – мужчин или женщин. Достаточно часто, в том числе и по работе я встречаюсь с представительницами прекрасного пола в роли управленцев. И работа у них построена, опять же на мой обывательский взгляд со стороны, вполне крепко. Ещё бы активности им побольше и не стесняться говорить о себе в прессе – было бы вообще хорошо.

 

Средние века.

          В средние века женщины также имели определённые возможности. Например, Новгородская боярыня Марфа. Недвижимая собственность Марфы Борецкой — полученная по наследству от двух умерших мужей и благоприобретенная — составляла значительную часть территории Новгородской республики (приблизительно 23 тысячи гектаров, 2250 дворов из 5 тысяч во всей земле новгородской). Обладание такими огромными землями придавало посаднице необходимый политический вес (Этакая средневековая Батурина). И в третьей четверти XV века, когда процесс собирания земель Великим князем московским шел особенно интенсивно, у Марфы Борецкой возник план замужества с литовским князем, (ещё один плюсик – браки по расчёту и в наше время развиты донельзя), а это означало передачу всех земельных владений боярыни под власть Великого княжества Литовского. Возглавив антимосковскую оппозицию в Новгородской республике, эта «злохитрева жена», как называет ее летописец (очень хорошее определение, к слову), объединила и другие именитые боярские семьи, предлагая «во имя свободы» «отложиться» к Литве. Дом Марфы стал местом бурных политических собраний. 

          Тут правда больше сходства с западными соседями России, и непосредственно с Юлией Владимировной, нежели с нашими… Однако, Юлии-то Владимировне по сравнению с Марфушкой – можно сказать повезло, её только допросили, а вот Марфу… Московский князь Иван III, прослышав о готовящейся «смуте»,  вынужден был отправиться в Новгородскую землю с большим войском. И в 1471 году Шелонская битва предрешила судьбу Новгорода и группировки Борецкой. Сыновья Марфы сложили головы на плахе, сама она была отправлена в заточение, а ее владения отписаны на великого князя. Дескать, хэппи-энд –  и все поехали на пир.

          Собственно, и в наше время такая штуковина вполне даже могла бы произойти. Кстати, женщин-то политиков, даже президентов – хоть вместо огурчиков по осени маринуй. И некоторые из них, как например, уже, прости господи, не к добру упомянутая Юлия Тимошенко. Только представить, что бы могло быть, стань она президентом в своей стране и как бы это отразилось на отношении с Россией. Ну да ладно, не моя тема, просто вспомнил как она – Юлия Владимировна – выглядит… и что-то чаю захотелось с булочкой или каравайчиком.

Брачащиеся.

Положение русской женщины в браке во времена язычества и в раннегосударственный период определялось договорным характером самого брака. Будущий муж «ту приводил жену себе, с которой ранее договорился». Т.е. дескать, «пойдём, чё?» (Ай, прелесть, какой там уже плюсик в сходстве с нашим временем?) Однако, с принятием Россией христианства, брак потерял свой свободный, договорной характер. Он стал оформляться через обряд церковного венчания, а все дела, вытекающие из семейно-брачных отношений, поступили в ведение церкви. Первоначальное вмешательство церкви в дела семьи было по-своему необходимым и прогрессивным: церковные законодательные акты запрещали кровнородственные связи, защищали честь древнерусской женщины высокими денежными штрафами, предусматривая наказания даже за моральное ее оскорбление — словом, поступком. Чего, собственно, нам сейчас очень даже не хватает.

Но постепенно стали проявляться женоненавистнические настроения, которые в ХII-ХIII веках стали быстро развиваться. Уже в «Уставе князя Ярослава (того самого, о котором фильм сняли) о церковных судах» (XI век) мотивами к разводу считались лишь проступки со стороны жены, а наказание мужу, например, за избиение жены не предусматривалось. (И честно говоря, за что его Мудрым-то только назвали?). Но дальше – больше… В XII-XIII веках в церковных сборниках появляются особые «Слова» о «женах добрых» и «женах злых», аскетические проповеди «О воздержании», поучения Иоанна Златоуста, в которых даже женская красота объявляется «греховной», «дьявольским орудием» для улавливания человеческих душ, а сама женщина называется «средоточием греха». В этом моменте рекомендую – оторваться от чтения и вдоволь просмеяться. Ибо без смеха и иронии этого понять просто нельзя. Видел бы этот самый Златоуст, как и во что одеваются женщины в наше время, как живут в гражданских браках и т.д.… Вообще, он странный чувак. Думается, у него просто проблемы по мужской линии были – отсюда и такая ересь. (извиняюсь, если обидел чьи-то религиозные убеждения в «мудрости» этого деятеля).

 Едем дальше. В «Словах о женах добрых» рисовался образ идеальной жены — «тихой, смиренной, безмолвной», во всем покорной и согласной с мужем и при этом, конечно же, работящей. Напротив, «злой» (плохой) женой - объявлялась всякая «дерзновенная», «глаголящая», перечащая мужу, «хулящая» все мироустройство. Не боящаяся Бога, не чтущая священников.  Обращаюсь к мужчинам, задумайтесь, какая у вас жена по этой удивительной классификации? У меня жена, да как и у всех, думаю, бывает и такой, и такой. К какому же типу её отнести?. Не знаю, как бы я жил в то время? Или современная женщина в ту нелепую пору? Здесь, разница на лицо. Теперь жить стало проще.

Реакционный характер женофобских сочинений и проповедей церковников к XIV-XV векам усилился (мне тут вот что примечталось, а не было бы церкви – счастливее мы жили или нет? Ответа не знаю, но думаю, да. Во всяком случае, маразма, в том числе здорово «нагадившего» в истории всего мира было бы меньше. А то получается страдали и от государственной дурости самодуров-правителей, и от церковных тиранов). Вместе с ними в общественном сознании средневековых людей закрепилось представление о «неполноценности» женщины. Это принижало значение женщины в семье, закрепляло ее неполноправие. А между тем, в условиях натурального хозяйства, роль-то женщины в сфере «домашней экономики» — покупок, продаж, приготовления пищи, заготовки впрок продуктов, домашнего ткачества — была огромной, это была сфера ее господства. Дескать, «плохая-плохая», а жрать-то самому не сделать. Да и внутрисемейные отношения между мужем и женой, родителями и детьми были в реальности далеки от церковных идеалов и строились по своим «уставам».

Прошли столетия. Многое изменилось. Изменились сами женщины, их нравы и запросы. Одно осталось неизменным – как не могли мужчины обходиться без них, так и не могут. И не смотря на все, обрушавшиеся на прекрасный пол напасти, на всякие нелепые законы и акты, женщины для многих отражали тот самый истинный смысл красоты, духовности, и самой чистой, нежной и настоящей любви. И какими бы на сегодняшний день не были модные тенденции, стили, правила, - женщины остаются, как и тысячу лет назад, да и тысячу лет спустя, уверен, будет также -  прежде всего женщинами. Женщинами, которых любят. Женщины, которые любят.

А я, между тем, пересмотрел «Смак» - теперь опять переменяюсь.

> Категория: Главная | Просмотров: 804 | Добавил: Наша__Шумиха | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar