Воскресенье, 18:58
Главная » 2014 » Октябрь » 29 » Тайны нашей Шумихи. «Золото Колчака»
02:34
Тайны нашей Шумихи. «Золото Колчака»

Стоит ли искать в Шумихе следы легендарного колчаковского золота?

На уроке краеведения какая-нибудь старательная отличница бойко выпалит с места: «Город Шумиха имеет выгодное географическое положение...» Или, головная боль всего педколлектива, заядлый двоечник –профессионал, сбивчиво начнет объяснять, вытягивая себе трояк: «Ну, через город Шумиху... Это... Дорога, короче, железная идет», - и от учителя зависит кого он сегодня пожелает спросит про Шумиху.

 

ВЫГОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Выгодное положение! Стоит на двух Главных  дорогах страны. Кто с Запада идет – мимо нас не пройдет, кто с востока едет – Шумиху не минует.  Как Ленин,  когда в 1897 году в Сибирь в ссылку поехал, и когда через три года обратно возвращался. Краем глаза, да видел  нашу Шумиху. Паровоз  тогда обязательно останавливался на станции – воды заправить, угольком разжиться, да голодных путешественников супом из буфета накормить.  Кто знает, может, и вождь мирового пролетариата выходил из вагона купить шумихинских семечек? Все разбойники при царской власти, а впоследствии – видные государственные деятели, ехали по нашей дороге. Сталинский министр путей сообщения Лазарь Каганович в 1946 году останавливал свой министерский поезд на пару дней у нас, чтобы дать ценные указания местным властям. Может Алла Пугачева с  молодым мужем  не раз читала мраморные вокзальные буквы «Шумиха», выглядывая из окна своего собственного вагона, когда ехала в очередное турне по Сибири?

Стучат, стучат колеса.  Гудки на разные голоса будят шумихинскую тихую ночь. Служащие, понятными только им фразами, переговариваются по громкой связи. И успокаивается город. Все в порядке – железка работает, шумит, летят вагоны через маленькую станцию на Транссибе. Везут, везут что-то и кого-то мимо нас... Важные литерные пролетают с важными персонами на борту. Разрядные (в которых нам не положено знать, какую химию или радиацию везут) заставляют дежурных лично выскакивать на перрон для приветствия. Есть почтовые, грузовые вагоны, и затесавшиеся между них столыпины – арестантские поезда, скромно уходящие на самые дальние пути, от глаз подальше. Экипажи рефрижераторов-холодильников, останавливаясь в Шумихе на месяц-другой, образуют  целую субкультуру и временное поселение, этакие   железнодорожные таборы.  До недавнего времени под рефрижераторы умело маскировался боевой ракетный  железнодорожный комплекс с  ядерной  боеголовкой на борту. «Молодец» его звали, а железнодорожники условно называли «Поезд №0». Не единожды эта Хиросима на колесах проезжала станцию Шумиха, ветераны магистралей помнят.

 

ПЯТЬ ТЕЛЕГ ЗОЛОТА

Но самый интересный, интригующий, волнующий воображение факт такой: во второе десятилетие двадцатого века через Шумиху проехало гастролями, в общей сложности, 789500 кг золота, ни единым граммом не позолотив ручку поселку. Много ли это? Есть ли учесть, что кубометр золота весит 19320 кг, а в догазовую эру дрова измеряли тракторными телегами по 5 кубов, получается 8 телег золота. Только никакие рессоры не выдержат 97 тонн металла. Но для наглядного пособия пример понятный. Или можно представить 1 грузовик золота, с объемом кузова в 40 кубометров.

Так откуда же оно взялось, это золото? Куда ехало, кто был отправителем, и кто – счастливым адресатом? Попробуем разобраться.

 

ЦАРСКОЕ ЗОЛОТО

Шла Первая мировая, в которой Россия играла не последнюю роль. Война – дело затратное. Когда заканчиваются свои деньги – приходится занимать. Россия брала у Англии военные кредиты под залог ...собственного золота. Выгодное дело! Для Англии. Она требовала новых поставок.18 декабря 1915 года отправлена первая партия 73,5 т. золота, в июне 1916 – ещё 73,5 т., в ноябре 1916 -147 т., и в феврале 1917- 5,5 т. личного запаса  императора. Золото отправлялось из Петербурга по железной дороге во Владивосток, оттуда, на кораблях прямиком в английскую казну. Почему понадобилось тащить золото через всю страну, а потом ещё огибать кругосветку – это дело темное. Золоту прощание с родной землей устраивали.

За год с небольшим по Транссибу прошло 299,5 тонн драгоценного металла. На этом первая часть закончена.

До 1915 года весь золотой запас империи хранился в Петербурге. Потом его эвакуировали от войны и  от греха подальше в Нижний Новгород и в Казань. После  Февральской революции в Казань свезли золото со всей России. В итоге столица Татарии собрала в свой  казан более половины золотой казны, которую позже назовут   Золотом Колчака.

ЗОЛОТО КОЛЧАКА

Казанское золото планировали вывезти в столицу, но обстановка была сложной, не было четкой линии фронта, полыхала гражданская война.  Чтобы помешать Красной армии вывезти золото белые взорвали мосты,  окружили, и в  итоге взяли Казань.  Дело того стоило.   Из Татарии золото приплыло на пароходе в Самару. В Самаре мобилизовали служащих госбанка для сопровождения золотых поездов в Сибирь. Служащие вместе с семьями  ехали в специальных вагонах. Они аккуратно пересчитали и пронумеровали все ящики, сумки и слитки. В 80 вагонов погрузили 8399 ящиков, 2468  мешков и 18 сумок золота. Вагоны опечатали и разделили на 5 эшелонов. Охрану охраняла охрана с охраной.  Так и поехали в Уфу. В Уфе долго не задержались, и 6 октября 1918 года  отправились в Челябинск. 

 

УГОН ПО – ЧЕЛЯБИНСКИ

10 октября пять золотых поездов прибыло в Челябинск. Честные бухгалтера временного правительства пошли смотреть местный элеватор на предмет размещения на  нем золота, объемы-то были огромные! А может они хотели его подсушить и просортировать, как пшеницу. Пока руководители  поездов восхищались  хранилищами челябинского элеватора, министр финансов временного правительства Иван Михайлов, по кличке Ванька Каин, приказал срочно отвести поезда в Омск. Состоялся угон века – 480 тонн золота.

Иван Андрианович Михайлов  по образованию был экономистом, человеком стремительной энергии, решительным и самонадеянным. 13 октября он пригнал золотые эшелоны в Омск и сдал Верховному правителю Колчаку.

 

А НАМ ОНО НАДО?

10 октября 1918 года 480 тонн золота проехало через станцию Шумиха. Литерные поезда старались не задерживаться нигде ни на минуту. Еще бы! Угон.

Знали ли служащие станции, что за вереница эшелонов идет друг за другом из Челябинска? Скорее всего – нет.  Трудная у них была в то время работа.  Кругом беспорядок, разруха, поезда мечутся без расписания, кругом мародерствуют мешочники, грабят и убивают шумихинцев, жгут станционный уголь и дрова, крестьяне окрестных деревень принялись делить по - новому земли, полиция не справлялась с преступной волной. И среди этого хаоса мелькнуло золото. Говорят, что у разъезда Сладкое эшелоны останавливались из-за поломки. Может еще где-нибудь тормозили. Может, и в Шумихе стояли часок - другой. Но кто обратил внимание на неприметные вагоны, битком набитые золотом? В то голодное время металлическая блестящая штуковина мало бы кого заинтересовала, это же не топливо и не хлеб.

 

ИСКАТЬ? ИСКАТЬ!

Стоит ли искать в Зауралье колчаковское золото? Нет... Оно, в полном составе дошло до Омска, а там и распылилось по всему белу свету. У нас стоит искать оружие, металлические предметы обмундирования, редкие награды и местное родное золотишко шумихинских купцов.

Поезда гудят, бегут мимо Шумихи. Везут свои тайны на Восток и на Запад. Когда - нибудь мы  узнаем, что они везли. И снова удивимся.

Наталья ХИМЕНКОВА, фото из Интернета

Также читайте: Крушение воинского поезда в Шумихе. Кто перевел стрелку?

> Категория: Главная | Просмотров: 1928 | Добавил: Наша__Шумиха | Теги: колчак, золото, Наша Шумиха, клад, тайны | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar