Главная » 2014 » Июль » 5 » Легенды Шумихинских мест. Рассказ второй. В каждом Шумихинском селе жили оборотни – свиньи
20:40
Легенды Шумихинских мест. Рассказ второй. В каждом Шумихинском селе жили оборотни – свиньи

Старинное зауральское предание рассказывает (его сюда привезли переселенцы из северных губерний): "Когда царем на Руси был Иван Васильевич Грозный, он решил уничтожить колдунов и ведьм. Навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям со строгим караулом, чтоб не ушли.

Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются. Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси на своих глазах. Охватило полымя ведьм - и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою - видимо-невидимо... значит, все ведьмы переметчицы обернулись в сорок и улетели, и обманули царя в глаза".

Умение превращаться в сороку народная молва приписывает также и польской авантюристке, жене Лжедмитрия I Марии Мнишек. Если исторические источники и умалчивают об оборотничестве, то фольклор, фиксируемый этнографами в последние века, весьма богат упоминаниями об этом явлении. Как правило, умение скидываться приписывается людям с особенными способностями - знающим, колдунам. Про ведьм, умеющих оборачиваться, говорят, что они иногда превращаются в копны сена. Часто в старину, снимая шкуру с медведицы, находили там бабу в сарафане.

Вот пример из этнографического сборника «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», сост. М. Забылин: "Шел мужик по дороге и увидел летящий ему навстречу вихрь. Мужик кинул в вихрь топор - он вонзился как в дерево и улетел. Пришел мужик ночевать в чужой дом - а там хозяин больной лежит; дети говорят: "Наш батька секирой поранился". Глядь мужик под лавку - а там его топор ".

Оборотни из Стариково и Горшково

А это рассказ Лидии Михайловны Андреевой из села Стариково: "У нас в деревне бабка оборачивалась свиньей и по ночам так бегала. Мы однажды шли с гулянки, смотрим - бежит - огро-омная. Мы на забор залезли, а она снизу - давай рылом подкапывать..."

Историки и этнографы отмечают, что рассказы о колдунье, превращающейся в свинью, известны во многих окрестных деревнях.

В каждой шумихинской деревне жила своя полубабка – полусвинья! И в доказательство рассказ Марфы Васильевны Суздалевой из деревни Горшково: "У нас одна чушкой бегала. Парни поймали ее и уши отрезали. Бабушка Шура эту женщину знала - она постоянно в платочке ходила потому, что от ушей только одни дырочки были".

И снова о наших родных ведьмах: "Девки наши пошли к одной колдовке, чтобы она научила их. А она из них только одну и выбрала. Посадила ее в комнату пустую - и говорит: - Ты, дева, ничего не бойся. - И вышла. Вдруг дверь открывается, входит медведь. Подошел к ней и стал ее гладить. Она сидит молчит. Ушел медведь. Потом волк ли че ли вошел. И выть ли че ли начал. Она вся обомлела, но молчит. Только волк ушел, гадюка заползает. Стала вокруг ее шеи обвиваться. Ну, девка-то та не выдержала и давай кричать. Гадюка-то и уползла быстренько. Только уползла она, а тут эта старуха входит. Говорит ей: - Дура ты, девонька, это я была, - и выгнала ее".

Колдуны могли скидывать в зверей или неодушевленные предметы не только себя, но и других людей. «Жил он, этот человек, с женой не в ладах, часто колотил её. Раз, в пьяном виде, поколотил он жену очень больно; та и убежала к матери, в другое село. На другой иль-бо на третий день зять зашел к теще за женой: «Нет ли чем опохмелиться, любезная тещенька? - спрашивает зять. - Как нет,-  говорит теща ласковым голосом, - есть!» Сказала это и достала из-за печки стакан вина и поднесла зятю. Тот, не перекрестясь и не благословясь, духом выпил стакан. Хотел порожний стакан поставить на стол, а он, то ись стакан, сам собой выпал из рук. Зять взглянул на руки, а они не руки, а волчьи лапы. Он взглянул сам на себя, и весь-то он не человек, а волк!» (Записано от наших местных казаков)

В отличие от добровольных оборотней, которые иногда бывают опасны, насильственно зачарованные безвредны. "Людям они вреда не делают, кроме тех, кто их испортил; те не должны им попадаться навстречу" Обернутые "бегают обычно по улицам и по задворкам деревень, становятся на задние лапы и заглядывают в окна... они хотят, чтобы близкие их опознали". «Ходят теперь по свету голодными, потому, что им запрещено есть. Ни на человека, ни на зверя кинуться не могут, только опустят голову и хвосты, да воют".

Рассказывают, что иногда эти несчастные даже попадают в рабство к тем, кто их заколдовал. Известны практические описания способов перекинуться. Стоит лишь найти в лесу гладко срубленный пень, воткнуть в него с приговорами нож и перекувырнуться через него - станешь оборотнем. Порыскав волком, надо забежать с противной стороны пня и перекувырнуться обратно; если же нож кем-нибудь похищен, то придется оставаться перевертышу навек волком. Или другое описание: надо воткнуть два ножа в рот, прочитать заклинание и три раза перевернуться.

Тексты упоминаемых здесь приговоров этнографам известны. Для того, чтобы обернуть другого человека, необходимо с приговором набросить на него звериную шкуру или же специальную наузу - обернутый станет человеком только тогда, когда науза истлеет. Также обернуть можно ударом палки, плети, кнута.

А вот насколько действенны вышеперечисленные методы - разговор особый.

Анна ИВАНОВА

Из архива «НШ» № 31 (143) 2013

> Категория: Легенды | Просмотров: 1182 | Добавил: Евгения | Теги: Шумихинский район, ужас, оборотни, история, Шумиха, легенда, Сверхъестественное, страх | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar