Главная » 2014 » Июль » 2 » К 122-летию города. С чего начиналась Шумиха
05:11
К 122-летию города. С чего начиналась Шумиха

До строительства Сибирской железной дороги Шумихи, как населённого пункта, не было. На месте нынешнего города располагались земельные наделы (леса и пашни) крестьян села Каменного и деревни Трусилово.

В лесах росли вековые деревья: берёзы, осины, а понизу – черёмуха, боярышник, калина, крушина, смородина, вишня. Лесами были окружены и озёра: Чистое, Крутобереговое, Куртабыз, Лебяжье, Банниково и много мелких болот.

С запада на восток в этих краях пролегал тракт, так называемая «большая дорога», ведущая из Челябинска на Звериноголовскую крепость, а второй проходил с юга на север из крепости Усть-Уйское с ответвлениями на Далматово, Шадринск, Екатеринбург.

По этим дорогам зимой и летом шли многочисленные обозы с товарами на ярмарки в с. Карачельское, Птичье, Чумляк, Куртамыш, Шадринск, Челябинск.

Передвижение было трудным и дальним, к тому же ездить в обозах было не безопасно из-за ограблений.

В июле 1892 года строители появились у озера Крутобереговое. Здесь, на 116 версте от Челябинска, при визировке местности изыскатели отметили равнинный участок, где должна была разместиться станция IV класса.

Если говорить о названии нашего города, то все версии всё-равно сходятся к тому, что: «в четырёх километрах южнее железной дороги находится озеро Шумиха, которое называется так потому, что заросло особым видом осоки, шумящей даже в тихую погоду. Эта осока в народе прозвана ШУМИХОЙ.

В Зауралье название этого вида осоки общепринято. Уральский краевед А.Н. Зырянов в статье «Письма из Далматова», опубликованной в газете «Пермские губернские ведомости» № 29 за 1864 год, говоря о бескормице скота у крестьян, пишет:

«Крестьяне в зимнюю пору в тёплые дни выгоняют скот в поволоки и займища, где растёт так называемая ШУМИХА».

Итак, осока шумиха дала название озеру, а по нему так была названа железнодорожная станция – и наш город».

Читайте также:

Когда Шумиха стала городом

Довольно быстро купцу Сидорову, назначенному подрядчиком на линии Чумляк-Чистоозеро (нынешняя станция Чистое), удалось договориться с Каменским сельским обществом об отчуждении 120,6 десятин принадлежащих ему угодий для сооружения дороги. Устройство насыпи производилось силами сезонных рабочих, которых нанимали из местного населения.

Продолжили работы уже в середине мая 1893 года. Строительство шло быстро и к осени того же года было уложено 250 верст пути от Челябинска.

Иностранцы привезли на Южный Урал телеграфные и жезловые аппараты, другое железнодорожное оборудование.

В 1893 году в полном соответствии с требованиями к станциям IV класса были построены необходимые путевые и станционные здания: вначале контора, затем вокзал, депо и дома служб. Строительный лес подвозили из-под Уфы.

3 августа 1893 года управление по строительству Западно-Сибирской железной дороги назначило начальника станции Шумиха. Им стал Михаил Александрович Дионисьев – тридцати одного года, православного вероисповедания, мещанин Малоархангельской управы.

Вскоре было укомплектовано всё штатное расписание, содержащее поначалу три вакансии: два стрелочника и сторож. В сентябре, когда на станции начали монтаж телеграфа, к работе приступил старший телеграфист К.П.Добринский. Денежные оклады чиновников соответствовали тогдашнему прожиточному минимуму: начальник станции – 40 рублей в месяц, телеграфист – 30, стрелочник – 12, сторож – 10.

Первое здание в Шумихе было построено в 1892 году. Это материальный склад, против метеорологической станции. В этом складе хранился инструмент. Ещё одно из первых зданий было построено на улице им. Ленина, это здание бывшей железнодорожной школы № 9, позднее школы № 137, затем школы № 3, по техническому паспорту на здание, оно датируется 1892 годом и являлось прорабским участком во время строительства железной дороги (на этом месте стоит центральная котельная).

Сначала это была небольшая типичная сибирская станция с неуклюжими семафорами, с закоптелым грязным депо, с пыхтевшими около него небольшими, слабосильными «Эмками» и «Щуками», которые загружались углём здесь же, возле депо, вручную, с помощью железной бадьи.

Да и посёлок при станции был так мал, что назывался хутором при железнодорожной станции Шумиха. Четыре железнодорожных домика и около двух десятков купеческих среди густого березняка.

Население хутора было приезжим и очень пёстрым по своему составу. Кроме купцов, спекулянтов и мелких собственников-домовладельцев, в Шумихе находили приют конокрады, аферисты, взломщики. Население было забитым. Негде культурно и разумно провести время: нет ни библиотеки, ни кинотеатра. Зато в Шумихе уже к 1902 году был кабак, два ресторана, четырнадцать пивных, публичный дом и церковь.

Таков облик прошлого Шумихи.

В 1900 году в поселке было 32 двора и в них проживало 75 жителей. Экономическая выгодность железной дороги, предприимчивость и оборотистость зажиточных крестьян и купцов, ближайших к станции деревень, способствовали быстрому росту посёлка.

Информацию подготовила директор историко-краеведческого музея Баженова Г.В.

Из архива «НШ» №22 (38) от 13 июня 2011

> Категория: К 122-летию нашей Шумихи | Просмотров: 750 | Добавил: Евгения | Теги: 2014, День рождения, история, Шумиха, День города, 2 августа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar